На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • КОНСТАНТИН ЗЕЛЕПУХИН
    Пенсионеры,нас много! Если нас не видят,может тоже отвернемся от руководства..Путин ничего не с...
  • Владимир Алтайцев
    Дубай, невежда, это столица  ОАЭ. И  никак он к Саудовской  Аравии не относится.Отец позволил доч...
  • Агния Курносая (Поспелова)
    Что бы кого то осуждать,нужно поставить себя на место этой невестки,представили?Свекры сидят в св...

Прогулка по Москве 1986 года

Продолжаем исторические прогулки по Москве. Что важного произошло в стране в 1986 году?
Состоялся XXVII съезд КПСС. На нем брежневский период был назван “эпохой застоя”, прозвучало и второе очень важное понятие: Горбачев заговорил о гласности. Впрочем, о настоящей гласности и полном отмене цензуры говорить пока рано. Через месяц, 26 апреля, произошла катастрофа на Чернобыльской АЭС. В первые дни сам факт аварии и ее масштабы в советской прессе замалчивались.

Летом на телемосте Ленинград - Бостон прозвучала знаменитая фраза “В СССР секса нет”. В ноябре “Московский комсомолец” опубликовал серию статей Евгения Додолева о работавших при столичных гостиницах валютных проститутках - “Ночные охотницы” и “Белый танец”. Статьи вызвали в обществе огромный резонанс: впервые в СССР открыто обсуждалось “аморальное явление”. Официально проституток в стране не было, торговля телом противоречила социалистической идее. Выражение “ночные бабочки” вошло в язык, Додолев получил звание лучшего журналиста года. В Административном кодексе появилась статья 164-2, предусматривающая за занятие проституцией штраф в 100 рублей.

По-прежнему действует сухой закон, москвичи стоят в очередях за спиртным и другим дефицитом, посещают первый официальный рок-фестиваль.



Как обычно, начинаем с площади 50-летия Октября (Манежная).

Пионеры и очередь к мавзолею

Автомат “Соки” на углу улицы 25 Октября (Никольская).

Из комментариев: “Помню ассортимент тех лет: яблочный, сливовый, алычевый, томатный, гранатовый (стакан -50коп.), виноградный и различные комбинации из них. Очень популярен был березовый сок. Но он был не в чистом виде, а с добавлением виноградного. Все продаваемые в розлив соки были нещадно разбавлены водой”

Еще один аппарат у Кремля

Газировка. Стаканы общие, просто вода - 1 копейка, с сиропом - 3 копейки

Улица 25 октября (Никольская)

Обеденный зал гостиницы “Россия”

В Манеж очередь за культурой: идет выставка Ильи Глазунова

Автор этого натюрморта с грушами - Сэм Абель:

Его история: "В 1986 году я в очередной раз приехал в СССР в командировку. На этот раз меня поселили в гостинице «Националь» с прекрасным видом на Манежную площадь и Московский Кремль. В один из скучных вечеров после рабочих съемок я сидел у себя в номере и думал, чем бы себя занять. Достал камеру и начал фотографировать вид из окна. Получалась эдакая туристическая открытка — чего-то явно не хватало. И тут я вспомнил про груши, привезенные с собой (в перестроечном СССР на фрукты был особый дефицит), и подумал, что они смогут разгрузить обстановку. Я стал раскладывать их на подоконнике, как вдруг заметил, что по брусчатке в сторону Манежной площади движется правительственный кортеж Горбачева, состоящий из трех представительного ЗИЛа и машин сопровождения. Я навел на него объектив, радуясь, что получу необычный кадр. Но службе безопасности Михаила Сергеевича это не понравилось. В считанные секунды (я еще не успел ничего понять) раздался выстрел. Почти беззвучный. В страхе я отпрянул назад. Понимая, что с этими людьми шутки плохи, я решил в окно больше не высовываться и сидел тихо, пока кортеж не миновал. Натюрморт из-под подоконника с одной из груш, помеченной выстрелом, — это все, что осталось мне на память от этой истории."

Правда, никакой покалеченной пулей груши не видно, да и вообще история, мягко говоря, странная. Вопреки, или, скорее, благодаря ей Абель продал фотографию за 220 тысяч долларов, а мы просто полюбуемся красивым видом и тюлевыми занавесками Националя.

Агитационные плакаты по случаю того самого, предпоследнего съезда.

Это знаменитый магазин “Косметика” на улице Горького.

“Один мой знакомый в это время, вследствие знаменитого Указа 85-го года, полюбил разные одеколоны. Типа "Саши", "Лаванды", "Гвардейского" и "Огуречного". В этом магазине он их тоже покупал, благо жил рядом. Но эти люди не похоже, что за одеколонами пришли. Судя по тому, что у дверей стоит ограждение, или дефицитную косметику продают, или близко к 8-му марта”

Улица Горького

Там же, очередь в молочный. Обычно люди старались занимать очереди до открытия магазина, чтобы получить дефицит: сметану, глазированные сырки. Внутри надо было отстоять в отдел, затем в кассу и снова в отдел - показать пробитый чек и забрать свой пакет.

“Минут за 5-10 до открытия народ начнет "напирать", послышатся крики "Вас тут не стояло", а когда двери откроются народ, валом рванет к прилавкам, потом из этого вала выстроятся новые очереди.”

Проезд Художественного театра (Камергерский)

Петровка. Ребята отхватили ковер. Чтобы получить мебель, нужно было записываться в списки, регулярно ездить и отмечаться.

“У моего отца так весь отпуск прошел однажды - каждый день два раза(!) ездил отмечаться в мебельный - диван с креслами покупали.”

Магазин “Торты” в Столешниковом. Дело к Новому году.

“Пирожные там были все замечательные (эклер с заварным кремом!), своя пекарня где-то в глубине за торговым залом. Выносили пирожные (по 22 коп.) два раза в день, и очередь выстраивалась почти всегда.”

“...Истинное наслаждение вызывал продукт, который надо было "достать". Т.е. отстоять очередь, потолкаться в ней, понервничать, мол, а хватит ли пирожных или нужного торта на всех, и уж потом, с чувством выполненного долга, вкушать эти чудесные произведения кулинарного искусства или преподносить кому-либо в подарок!”

Столешников переулок. Это очередь не в комиссионный, а в винный: перед комиссионным она заворачивает в другую сторону. Очереди за водкой назывались “петлей Горбачева”, и увидеть их можно было повсюду.

Вот гастроном на Суворовском (Никитском) бульваре.

“Когда в каком-нибудь магазине выбрасывали что-то спиртное, моментально выстраивался дикий хвост на улице. Характерные лица тех лет.”

В 1986 году продвигался лозунг “Пейте соки круглый год”, расхваливались достоинства безалкогольных свадеб. Из комментариев: “Стол был накрыт, занавески зашторены,а на углу барменской стойки стоял огромный самовар.Вокруг него суетились родители жениха и невесты, они разливали из самовара в пустые бутылки из-под “Боржоми” самогон и ставили при этом крестики на этикетках. Прибывших гостей предупредили, где и что. Во главе стола стояла бутылка с шампанским,перевязанная на горлышке ленточкой, а дальше - одни бутылки с боржоми. На первые тосты гости разобрались, а затем,уже путая крестики с ноликами, наливали в рюмки боржоми и запивали из фужеров самогоном. К половине десятого началась драка, а в десять приехали наряды милиции. Впрочем, никого не арестовали, гостей развезли до ближайшего метро, родители заплатили неустойку за погром, остатки самогона были справедливо поделены между сотрудниками кафе и милицией, все остались довольны”.

“По телевизору шла массивная антиалкогольная пропаганда, и я детским мозгом жадно впитывал весь этот бред про безалкогольные свадьбы. Когда перед свадьбой моей сестры перед родителями встал вопрос о закупке винно-водочной продукции в необходимом количестве, я искренне предложил сыграть безалкогольную свадьбу - дескать, это очень модно, современно и круто. Помню, как грустно переглянулись родители (мне они не сказали ни слова)”

У метро Кантемировская. Шутка тех лет: “Вчера три часа стоял за литром яблок”. Надо понимать, что это все не алкоголики, а вполне обычные люди. Дело в том, что водка уже стала альтернативной валютой, ею можно было расплатиться, например, за бытовые услуги со слесарем.

“Помню, в мае 1986 года стояли с отцом в такой очереди за водкой, край как нужно было с плотниками в деревне рассчитаться. Зашёл молодой темноусый мужчина и громко объявил на весь торговый зал: “Товарищи, разрешите без очереди взять пару бутылок, меня послезавтра в Чернобыль командируют”. Очередь забубнила и неохотно расступилась, пропуская мужика к прилавку.”

“Моя мама в таком случае переходила на немецкий язык, очередь вежливо расступалась и её как иностранку пропускали за вином.Мы так в гости ехали и этим воспользовались.Не раз нас немецкий язык выручал.Мама преподавала немецкий,и внешность у неё яркая,нездешняя.Учите языки-пригодятся!”


Новый год на площади Дзержинского (Лубянка)

В Детском мире

Посмотрим на цены. Костюм на мальчика - 22 рубля 50 копеек, девочку - 28 рублей (для сравнения, средняя заработная плата - 206 рублей).

Культовые для детей часы

7 ноября, улица Кирова (Мясницкая).

“У нас от Сокольников праздничные колонны шли к Красной Площади всегда по одному маршруту, через Машу Порываеву, потом по Садовой до Колхозной и далее по Сретенке. Обычно все на Васильевском спуске бросали транспаранты и неслись к ближайшему туалету. Не помню, где он был, но помню, что вечно вонь и грязь”

Гусятников (тогда - Большевистский) переулок, очередь за стеклотарой

Тверской бульвар

Обновленный Арбат

Раиса Горбачева и Даниэль Миттеран гуляют

Первая государственная видеотека открылась на Арбате

“В этой видеотеке можно было не только брать кассеты напрокат, но и посмотреть на месте. Там, прямо в общем зале были оборудованы кабинки (2 шт) с теликами и видиками.”

“Помнится, самой популярной кассетой была Операция Ы, ее надо было заказывать и ждать где-то около недели”

Новый Арбат

Иномарка посольства Великобритании вызывает живейший интерес у юных москвичей.

Комиссионный магазин №32 на Садовой-Кудринской, очень известный и популярный. За “фарцой” вели наблюдение милиционеры, здесь попадались иногда мелкие мошенники и жулики поважнее. Это фрагмент оперативной съемки.

На 1-й Тверской-Ямской крепят мир трудом, первомайская демонстрация

На улице Горького

Винный магазин в Оружейном

Газетный стенд на Пресненском валу. Анекдот тех времен:

Хочет мужик купить газету.
- Правда есть?
- Правды нет.
- Советская Россия?
- Продали.
- А комсомолка?
- Вон там на углу продаётся.
- А что осталось?
- Труд за 3 копейки и Известия.

“В 1986-м в "Известиях" наряду с "как плохо у них", крадучись, начали публиковать, что у нас тоже не лучше. А до этого были сплошь тошнотворные дифирамбы власти, "вести с полей", спорт, "немножко юмора" и тут же парочка некрологов”

У метро Колхозная

Производство карамели на фабрике “Красный Октябрь”

Большая Полянка. Около аптеки № 2

“В этой аптеке был замечательный отдел, в котором готовили лекарства и выдавали в баночках и бутылочках, снабженных длинным бумажным ярлыком. И все это богатство стояло на круглых, вертящихся, деревянных стойках. такие аптеки часто показывают в старых советских фильмах.”

Карусели в парке Горького

Игровые автоматы

Концерт в Зелёном театре, один из первых на этой сцене. Выступает итальянская группа T.I.R.

Молодежь и утки в бассейне Лужников

В Лужниках засеивают газон

Открытие игр Доброй воли

 

источник

Картина дня

наверх