На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • КОНСТАНТИН ЗЕЛЕПУХИН
    Пенсионеры,нас много! Если нас не видят,может тоже отвернемся от руководства..Путин ничего не с...
  • Владимир Алтайцев
    Дубай, невежда, это столица  ОАЭ. И  никак он к Саудовской  Аравии не относится.Отец позволил доч...
  • Агния Курносая (Поспелова)
    Что бы кого то осуждать,нужно поставить себя на место этой невестки,представили?Свекры сидят в св...

Эффект пионера

На примерах фотографий из пионерских лагерей историк Федор Максимишин реконструирует знаковые явления советского детства.

 

 

«Пионер — всем ребятам пример», известная советская присказка, строго говоря, не имела смысла — пионерами были за редким исключением все ребята Советского Союза, закончившие три класса средней школы. Пионер в советском речевом обиходе — синоним ребенка. К вступлению в пионеры готовились в школе. Учили клятву. Знакомились с законами пионерской организации. Читали «Азбуку пионерской жизни» — популярное изложение пионерских понятий. После торжественного принесения присяги пионер получал право носить галстук и ездить в пионерские лагеря. Пионерлагерь — самый популярный в СССР вид детского отдыха. Родители, чтобы занять своих детей летом, отправляли отпрысков в лагерь на одну, две, а то и три смены. Загородный пионерский лагерь (существовали и городские) — важнейшая школа жизни для советского ребенка. Здесь впервые целовались, пробовали курить, учились играть на гитаре.

В то время, когда была сделана фотография, койки часто стояли на голой земле — дощатый пол был настелен только между спальными местами. В холода детям разрешалось спать по двое в одной кровати

 

 

С начала 1920-х годов по всему Советскому Союзу начинают появляться пионерские лагеря. Большинство из них — при школах, профсоюзах, предприятиях. Были и всесоюзные, первый среди них — знаменитый «Артек». Путевки в лагерь выдавались родителям по месту работы. Столовая, клуб, спальные корпуса, административное здание, спортивные площадки — все пионерские лагеря были более или менее похожи. Приезжая в лагерь, дети разбивались на отряды в зависимости от возраста. Привезенные с собой чемоданы сдавали в камеру хранения. Каждому отряду — свой корпус. В то время, когда была сделана фотография (1951 год), койки часто стояли на голой земле — дощатый пол был настелен только между спальными местами. В холода детям разрешалось спать по двое в одной кровати. Ночью, скрываясь от вожатых, ходили курить старшие пионеры. Тема ночного непослушания — целый пласт пионерской культуры. Вспомнить хотя бы «королевскую» ночь перед концом смены, когда спящих намазывали зубной пастой. Днем — построение, самодеятельность, экскурсии и сбор целебных трав. Журнал «Вожатый» давал пионерлагерному начальству советы, чем занять пионера: от ловли бабочек сачком до авиамоделирования.

 

 

 

 

Молодежные газеты и журналы закидывали письмами: «Обязательно ли носить галстук?» (ответ редакции: «Обязательно»), «Можно ли сочетать пионерский галстук с обычным?» («Нельзя»), «Можно ли отбирать галстук у курящего пионера?» («По ситуации»)

 

 

Красный галстук — важнейший пионерский атрибут. Пионерам было предписано носить галстуки в 1922 году, в год создания организации. Выпуск платков в первые годы наладить не удалось. Молодым коммунистам приходилось делать свои галстуки из подручных материалов, в ход часто шли материнские косынки (одна косынка превращалась в два галстука). Галстуки фабричного производства ценились больше самодельных. Строгих правил ношения пионерского галстука не существовало вплоть до 1940-х годов. Молодежные газеты и журналы закидывали письмами: «Обязательно ли носить галстук?» (ответ редакции: «Обязательно»), «Можно ли сочетать пионерский галстук с обычным?» («Нельзя»), «Можно ли отбирать галстук у курящего пионера?» («По ситуации») и т. д.

 

 

 

 

Галстук — необходимый и достаточный знак принадлежности к пионерской организации. За галстук пионеров-героев убивали кулаки и привечали партизаны. На задании пионер-разведчик носил красный платок тайно, в кармане. Славный пионер Гена Щукин из одноименного рассказа снимал с себя галстук только в одном случае — если чувствовал за собой какую-то вину.

В послевоенные годы отношение к галстуку становится более спокойным. Дети за обедом случайно макают его концы в суп. На галстуках после смены в лагере дети и вожатые оставляют друг другу послания на память. Хрестоматийные строчки Степана Щипачева «Как повяжешь галстук, береги его, / Ведь он с красным знаменем цвета одного» пионеры переделывают на разные лады: «Не стесняйся, пьяница, носа своего, / Ведь он с нашим знаменем цвета одного», «Как повяжешь галстук, береги его / Ведь он с флагом Дании цвета одного».

 

 

Жизнь в пионерском лагере подчинялась сигналам горна. Утром — подъем, завтрак, потом — обед, ужин, отбой. В исключительных случаях — тревога. Любое значимое событие в жизни лагеря имело свое музыкальное выражение. Каждый сигнал имел свою «литературную» расшифровку с тем же ритмическим рисунком: «Бери ложку, бери хлеб, собирайся на обед», «Вставай, вставай, глазенки открывай, и штанишки надевай, и давай вставай, вставай!» Из переделок: «Подъем, подъем! Кто спит, того убьем! Кто лежит — того повесим! Кто бежит — того спасем! Подъем, подъем!»

 

 

 

 

Все лагерные сигналы умещались в четыре ноты, которые способен издавать горн. Играть на этом несложном инструменте обучали в специальных кружках при домах пионеров. При приеме в кружок просили простучать ритм и напеть песню. Летом после окончания курсов горнист мог приступать к своим обязанностям. Горнист — представитель лагерной элиты. Мальчики-музыканты носили пионерскую форму — белую рубашку, галстук, пилотку и шорты, тогда как большинство пионеров ограничивались лишь галстуком, надетым поверх школьной формы.

Во время торжественных проходов и построений горнист стоял справа, рядом с барабанщиком. Под барабанную дробь поднимали флаг, бой барабана сопровождал пионеров в туристических походах. Барабанщиков тоже учили в домах пионеров, и они тоже пользовались особым уважением среди лагерной общественности.

 

Давали, как правило, кашу. Из напитков — кофе с молоком (дети часто пробовали кофе впервые). Иногда к завтраку подавали яйца. Некоторые яйца оказывались тухлыми — их можно было заменить

 

 

Проблемы детского питания занимали советское руководство. Вспомнить хотя бы Общество чистых тарелок, учрежденное, если верить Бонч-Бруевичу, лично Лениным. Проблемы действительно существовали. До войны — толпы беспризорников, голодающее Поволжье, голод 1932 года. После войны, хотя голода и не было, накормить детей досыта удавалось далеко не всем. Пионерский лагерь обеспечивал детям регулярное четырехразовое питание.

Утром, после подъема, зарядки и туалета, горн созывал детей на завтрак. Столы к приходу пионеров были уже накрыты. Давали, как правило, кашу. Из напитков — кофе с молоком (дети часто пробовали кофе впервые). Иногда к завтраку подавали яйца. Некоторые яйца оказывались тухлыми — их можно было заменить. К обеду (суп и горячее) в порядке оздоровления иногда давали ложку рыбьего жира. Такая мера не встречала понимания среди детей — могло и стошнить. Фрукты и сладкое давали на полдник. Но главный источник сладостей — не столовая, а родители, время от времени навещавшие отпрысков. Родительской карамелью делились с друзьями, завоевывая тем самым популярность среди пионеров. Пример легкого ужина: творожник, хлеб с маслом и чай (уточнение в меню: с сахаром или конфетой).

 

 

 

 

На кухню детей не пускали. Дежурные чистили картошку на свежем воздухе, а посуду мыли на речке. Видимый детям намек на бурную кухонную жизнь — клубы пара, валившие из окон, и фигура поварихи. Часто нестарая, полная жизни женщина в белом халате служила объектом вожделения для личного состава пионерлагеря. Гандлевский: «У забора трудился живой пионер, / Утоляя вручную любовь к поварихе» и «Дети спали. Физорг починял силомер. / Повариха дремала в объятьях завхоза».

 

 

Пионервожатые, руководители отрядов в пионерлагерях набирались из комсомольцев. Как правило, это были студенты, ехавшие в пионерские лагеря на летнюю подработку. Вожатый должен был следить за порядком в лагере, готовить с детьми номера художественной самодеятельности, вести кружки. Среди обязанностей также — пополнение живого уголка новыми экспонатами. Под руководством вожатого дети ловили ежей и белок для лагерного зверинца. Отдельная история — отслеживание курильщиков (одна из заповедей пионерии гласит: «Курящий пионер — не пионер»).

Вожатый — своего рода жрец пионерского культа. «Это он научит тебя повязывать красный галстук и отдавать салют, шагать в строю и собираться по цепочке. Он поведет тебя на завод и в лес, на речку и в поле. Он запоет «Взвейтесь кострами!..», а ты подхватишь. И научишься у него еще не одной пионерской песне», — гласит «Азбука пионерской жизни», пособие для третьеклассников, вступающих в пионерскую организацию. Часто вожатый — главный знаток и хранитель лагерного фольклора: рассказов о пионерах-героях, страшилок, песен, легенд. Из последних — легенда «Разбитое сердце»: пионервожатый привязался к своему отряду настолько, что, когда на место ежегодной встречи не пришел никто из его подопечных, сердце его не выдержало и он умер.

 

источник

Картина дня

наверх